Жизнь в монастыре
Экзотический город Улан-Удэ – столица Бурятской автономной республики в составе России. Грандиозные сталинские дворцы культуры соседствуют с буддийскими храмами, существует своя прогулочная улочка «Арбат» и даже старый дом пионеров. На его крыше бравый гипсовый ленинец в пионерском галстуке трубит в горн. Пионерская организация в Улан-Удэ существует и поныне.
Больше всего приезжих поражает вид главной площади города: на большом мраморном постаменте закреплена чугунная голова Ленина невероятного размера – самая большая в мире (приблизительно 10 метров). Местные «юмористы» прозвали ее «жертва гильотины». Весьма спорное произведение искусства, особенно учитывая местную историю. Дело в том, что древние буряты имели варварский обычай выставлять на площадях отрубленные головы врагов…
Приятно удивил высокий уровень театрального искусства. Особенно понравилась постановка в театре им. Бестужева. Тем не менее, похоже, есть проблема алкоголизма. По городу висят плакаты общественной организации с забавным названием «Трезвая Бурятия».
Почему-то очень низкие цены в магазинах и на рынке. Тут же маленький, но красочный буддийский храм (дацан), куда заходят и продавцы, и покупатели помолиться за удачную покупку (продажу).
В городе - несколько интересных краеведческих и исторических музеев. В 20 км от города, на большой площади раскинулся этнографический музей народов Забайкалья, воссоздающий быт и первых древних местных народностей, и первых русских переселенцев. Все избы и чумы подлинные, некоторые перевезены из глухой тайги за сотни километров и собраны заново. На каждом углу - реклама шоп-туров в Манчжурию (Китай). Всё удовольствие на 5 дней стоит около 160 долларов.
В путешествии по Бурятии попадались и живописные горы, и красивые реки. Но самое интересное и экзотическое – буддийские монастыри (дацаны). И сейчас, и в прежние времена Бурятия была центром буддизма в России. В начале XX века насчитывалось 46 монастырей, в которых жили около 5 000 лам.
«Лама» – буддийский священник, в переводе дословно, «высший», «учитель». К слову, глава всех лам называется Далай-Лама. «Далай» можно перевести, как «океан», «простор».
В 1929 году Сталин запретил все религии и на лам обрушились аресты и репрессии. Многие были убиты, очевидцы, вспоминают, что ламы встречали смерть очень спокойно. В философии буддизма достойная смерть за правое дело поднимает душу человека на более высокий духовный уровень в следующей жизни. Только два монастыря дожили до эпохи горбачевской перестройки. В настоящее время буддизм - почти государственная религия в Бурятии. При полной поддержке властей восстанавливаются дацаны, среди молодежи считается престижным учиться на ламу. Глава бурятских лам – хамбо-лама очень уважаем в народе, пользуется особым расположением Президента России Путина.
На окраине Улан-Удэ я нашел единственный в России буддийский женский храм «Зунгун Даржалинг», в котором живут несколько женщин-монахов. Надо отметить, что буддизм несколько принижает женскую сущность. Женщина не может быть ламой, она не может достичь высшего понимания и наслаждения (нирваны). Максимум, на что она может рассчитывать – так это стать мужчиной в следующей жизни. А уж дальше в мужском виде рассчитывать на успешную духовную карьеру, которая весьма непроста и состоит из 8 этапов. Путь к просветлению (по Будде) состоит из воззрения, намерения, речи, поступков, образа жизни, усилий, памятований и высшего – сампдхи. Видимо, понять его может только тот, кто достиг.
Буддизм - скорее мудрость, чем религия. Ведь Будда был не Бог, а живой человек по имени Сиддхартха Гаутама, живший в VI-V веках до нашей эры. Прожив непростую и не всегда праведную жизнь, он все-таки достиг высшего понимания и стал Буддой («умудренный», «просветленный»). Поэтому для нас, православных христиан или людей других религий, не является грехом или вероотступничеством изучение философии буддизма, весьма доброй и умной науки.
Главный монастырь Бурятии – Иволгинский дацан. Он находится в живописной долине, в двух часах езды от Улан-Удэ. Лучше всего ехать туда с паломниками на специальном автобусе. Иволгинский дацан очень красив, переливается всеми цветами радуги. Для буддийских храмов вообще характерны сочные, яркие цвета, каждый из которых символизирует какое-то положительное свойство. Белоснежная крепостная стена образует квадрат приблизительно 300х300 метров, за ней возвышаются красивые храмы с золотыми крышами. На удивление пустынно, людей почти нет. Дежурный монах на входе поясняет, что ученики на занятиях, несколько лам их проводят, хамбо-лама в отъезде, но скоро будет. Можно гулять по территории дацана и посетить храмы, но остаться на ночь и более - только с разрешения лам.
Чистая, ухоженная территория. Около 8 небольших храмов, среди которых возвышается главный, украшенный золотыми изображениями священных животных. У всех изящно завернуты вверх козырьки крыш. Встречаются священные ступы и молитвенные барабаны (маани-хурдэ), знакомые мне со времени путешествия в Гималаи. Предметы культа похожи и в Таиланде, и в Кампучии, и в Бурятии, несмотря на разные ветви буддизма.
Обхожу дацан по часовой стрелке, вращая маани-худрэ. Как оказалось впоследствии, все ученики, монахи и ламы обязаны совершать этот обряд утром и вечером. Святые проповедовали, что вращение маани-худрэ – это одна из лучших практик очищения.
Интересно, что цвет буддийских тог разный в различных странах, а фасон и способ облачения одинаков везде. Когда-то я жил монахом в монастыре Тай Вонг Ват в Таиланде. У нас была одежда оранжевого цвета. Ламы отличались красной полосой, вышитой на плече. В Бурятии все оказалось наоборот (вишневая одежда и оранжевая полоса).
Вот неприметное белое здание с большими окнами, за которыми виднеется не то дерево, не то куст. Буряты складывают ладони и начинают истово молиться. Дело в том, что внутри, в тепличных условиях бережно выращивается священное дерево бодхи. Саженец был привезен из Непала, с родины Будды. Считается, что под тенью бодхи Будда достиг нирваны.
Появляются молодые монахи. Видимо, занятия закончились. Постепенно территория оживает. Проходят солидные ламы в возрасте. Опять иду к главному входу, к «дежурному» монаху с просьбой представить меня настоятелю дацана. Он доброжелательно соглашается.
Встреча прошла в теплой и дружественной обстановке. Очень помогло в общении то, что я жил в монастырях Таиланда и Индии (в Дхармсале), бывал в горных дацанах Гималаев, что был на короткой аудиенции у Далай Ламы XIV. Мы общались почти час. Лама слушал с улыбкой, задавал много вопросов, особенно, что касалось Далай Ламы. Разумеется, он изучал меня, не подавая вида. Вообще я заметил, что все ламы отличаются проницательностью и умом, при этом, сохраняя скромность и простоту. В конце беседы я попросил разрешения недолго пожить в монастыре. Предложил свою помощь в хозяйственных работах. В глазах ламы мелькнула хитринка. Видимо, он решил испытать меня. В западной части дацана стояли дома, где жили рядовые монахи. Внешние строения почти не отличались от обычных деревенских изб и, как оказалось, отапливались дровами. Как раз привезли большую телегу, полную дров. Лама предложил мне разгрузить ее и аккуратно сложить поленницу рядом с домом. Работа заняла около полутора часов. За мной с интересом и настороженностью наблюдала группа молодых монахов. Постепенно холодок сменился доброжелательностью, и постепенно они присоединились ко мне. Когда работа была закончена, один из монахов сказал мне, что разрешение ламы получено и предложил пройти в мое будущее жилище. Забрав рюкзак у охранника, мы прибыли в небольшой домик, где уже жили три монаха. Одна койка была свободна (хозяин, как оказалось впоследствии, уехал к родным на побывку). Она и стала моим пристанищем на ближайшие несколько дней. Ребята ввели меня в курс дела и рассказали распорядок дня. Постучав в дверь, вошел лама. Он принес новую вишневую тогу для меня, попросив вернуть при убытии, и аккуратно обращаться с ней.
Надеть монашеское одеяние не так просто. Сначала одевается своеобразная «юбка», причем, спереди специально делаются две большие складки, затем пояс. Завершает облачение длинный отрез ткани, трижды обернутый вокруг торса и плеч, и, в конце концов, достаточно элегантно наброшенный на локоть левой руки. Вспоминая свой прежний опыт, а также, слушая подсказки моих новых знакомых Нардына и Алмаса, я опять стал монахом.
Ребята аккуратно вели хозяйство, в комнате было чисто. Из мебели – кровати, большой стол да табуретки на каждого. В углу - большой книжный шкаф с буддийской учебной литературой и особыми тибетскими книгами. Это длинные узкие листы с тибетскими письменами, сложенные стопкой и перевязанные красными лентами. Обязательно в каждом помещении - красочный буддийский алтарь с изображениями добрых духов и святых. Под ним горят лампадки с маслом, лежат священные колокольчики и тибетские «поющие» чаши. Если по ободу такой чаши вращать деревянной палочкой, она издает чарующие мелодичные вибрации. Считается, что это уничтожает темную, «грязную» энергетику.
Жизнь монаха не так проста и беззаботна, как считают некоторые. Подъем очень ранний, затем медитация и служба в главном храме. Она длится около двух часов. Затем завтрак, который готовит один из монахов. Обычно это простая каша с лепешками. К столу еще подается сметана или очень жирные, почти твердые сливки. К моему неудовольствию, овощей почти не было, хотя на дворе был сентябрь. Мяса, разумеется, и не бывает. Для буддиста каждая жизнь священна. Даже, когда садят дерево, следят, чтобы не убить дождевых червей. Считается, что, съедая мясо, ты портишь свою карму и за это следует наказание – лишний вес. Неспроста среди монахов и лам редко встретишь толстяков.
После завтрака молодежь отправляется на учебу. Процесс обучения длится 6 лет и не все выдерживают. Надо успешно освоить 5 больших (логика, буддийское искусство, санскрит, медицина, философия) и 5 малых (поэзия, музыка, астрология, драматическое искусство, словесность) учебных предметов. Потом лама может специализироваться на одном из них, сам стать учителем или уехать в удаленный дацан.
Монахи изучают русский, бурятский и особенно тибетский язык, как «международный» язык общения. Некоторые предметы как, например, медицину в Иволгинском монастыре читает специально приглашенный лама из Тибета. Он же впоследствии будет принимать экзамены и все - на своем родном, тибетском…
Далее - обед, в котором к той же каше прибавляется острый восточный суп с лапшей и традиционный тибетский чай. Помню, он поразил меня еще в Непале. Делался он из больших черных брусков прессованного чая с ветками и, похоже, застрявшими насекомыми. Весьма непривлекательно на вид, но чай получается вкусным и каким-то калорийным. Почти все добавляли в него жирное молоко яков, соль и специальную пряность. Тогда, по совету местных, чай очень помог преодолеть «высотную» болезнь от разряженного воздуха.
После обеда - занятия или работы по благоустройству территории, помощь в реставрации храмов. Вечером - выполнение домашних заданий (и тут они есть!). Ужин обычно готовит себе каждая комната, но можно прийти и в столовую. Перед сном - традиционный обход всего монастыря по периметру. Получается около 1 200 метров – вот тебе и прогулка перед сном, да и руки тренируются, вращая тяжелые барабаны. Утром опять обход, и зарядка уже не нужна.
Молодых монахов также могут проведать родные и друзья. Встречи с девушками, разумеется, исключаются. Спиртное и табак тоже запрещены. Родственники также могут полечиться у тибетского специалиста по медицине, который преподает монахам. Также как и остальные ламы, он пользуется средневековым трактатом, оригинал которого был давно утрачен. Осталось только три копии, одна из которых сохраняется в Бурятии. Мне удалось увидеть его. Поразили точные анатомические атласы, и это при том, что копия очень древняя. Лекарства приготавливаются только вручную. Лама либо собирает лекарственные растения или животных (!) сам, либо ему присылают из Тибета. В дело идут даже минералы и металлы, в том числе и золото. Диагноз ставится на основе осмотра, опроса и ощупывания пульса и, тем не менее, точно и лечение эффективно.
В центре монастыря строят усыпальницу хамбо-ламы Дама Доржо Итягилова, умершего в 1927 году. Он был последним хамбо-ламой перед сталинскими репрессиями. Это была уникальная личность. Родился в 1850 году, в 13 лет стал монахом, затем обучился на ламу. В 1927 году он вошел в свою последнюю медитацию, которая длилась 6 дней. Все это время он не ел и не спал. Утром седьмого дня он перестал дышать, так и застыв в позе лотоса. Его с почестями похоронили в кедровом коробе, не меняя позы. В 1957 году короб открыли и оказалось, что лама Итягилов почти не изменился. Его тело сохранило упругость и не было похоже на высохшую мумию. Ученые, исследующие тело, заключили, что клетки кожи обладают всеми характеристиками живого человека. Ламы вспоминали, что 3 года хамбо-лама был на особой минеральной диете, секрет который так никто и не узнал. Похоже, лама Итягилов сознательно готовил себя к своеобразному бессмертию. К сожалению, увидеть тело мне не удалось, иногда к нему допускают по большим праздникам. Но фотографии впечатляют. Пока исследования не сдвинулись с места, нынешний хамбо-лама запрещает вскрытие.
За несколько дней, проведенных в дацане, удалось немного поговорить со старым настоятелем – ламой Шагдуровым.
Я спрашивал ламу и о Шамбале, и о снежном человеке. Наверное, его ответы стоят отдельной статьи. Но его ответ на мой вопрос о смысле жизни я постараюсь воспроизвести, насколько позволит память…
«Наша жизнь – следствие наших мыслей. Если человек говорит или действует со злой мыслью – страдание неотступно следует за ним, как колесо за ногами вола, влекущего повозку…
Наша жизнь рождается в нашем сердце, она творится нашей мыслью. Если человек говорит или действует с доброй мыслью - радость следует за ним как тень, никогда не покидающая…»
Вот и мудрый ответ для всех времен и народов.